Кто такие есть и откуда пошли Ребелы. По материалам mail list'a "Russian Rebel"
Монолог в двух частях, он же поток сознания о противопоставлении ребельства в кантри и рокабилли, написанный троюродным внучатым племянником Карла Ли Перкинза.
Часть первая
Итак, когда в американской культуре появилось понятие - rebel? Ответ - в 1860-х (а то и ранее) Как известно, южные штаты в свое время подняли мятеж (rebellion) Длился этот мятеж без малого 4 года и для Юга закончился не совсем удачно - на хлопковые поля Джорджии и зеленые виргинские холмы вперлись не шибко воспитанные северяне (всякие там ирландские голодранцы из Бостона, пеннсильванские немцы, лавочники из Новой Англии и т.д.) и сказали сакраментальную фразу всех завоевателей : "А, ну стоять, б..., смирно, суки, не то всем тут, б..., яйца повырываем". На что южане, народ ленивый, гордый и спокойный до смертоубийства под нос пробормотали : "Ты бы ротик закрыл, дядя...не дай Бог, зубов не досчитаешься..." Север, естественно, попытался навести на Юге свои порядки, но все это тонуло в вязкой массе ленивого и упрямого сопротивления (всех интересующихся автор отсылает к шикарному роману "And Wait For The Night..." by John Corrington - на русский к сожалению не переводился. Или на худой конец к "Унесенным ветром" - к книге, не к фильму, слишком уж он слащавый)
С тех пор за южанами в общественном сознании Америки и закрепился стереотип - the rebel. И соответственно, культура южная - ребельская ("Havin' It Y'All" by Ann Bates) А уж музыка - так вообще понятное дело... А какая музыка была в штатах, лежащих ниже линии Мэйсон-Диксон (граница Пенсильвании и Мэриленда)? Простая до неприличия...Скрыпка там, понимашь, али банджо какое, мандолина, вокал гнусавый, чай, консерваториев не кончали... И о чем же пели оные южане-ребелы (ну, хорошо бывшие ребелы, война-то, чай, кончилась)? А все о том же... Нет конечно, пели песни отцов и дедов, всякие там баллады о коварном любовнике и милашке Бетси с большой дороги, но так же и слагали новые. Типа, "как зае...л меня этот порядок, что принесли сюда янки на своих штыках, я этих уродов в свое время положил и сейчас если надо свинцом накачаю" (Опять же интересующиеся могут посмотреть великолепный фильм "Long Riders" реж. Уолтер Хилл, 1981. Найти можно на Горбушке (Москва) или на http://www.clas.ru Музыку к нему писал между делом Рай Кудер, не самый последний музыкант. Саундтрек можно найти в "Пурпурном Легионе" (http://www.plegion.ru) И что мы в итоге видим? Видим песню "I'm A Good Ole Rebel" - наираскантровейшую. К сожалению в нынешнюю эпоху политкорректности кантри-музыканты ее не особо поют (а то еще не дай Бог, в расизме обвинят - "Confederates In The Attic" by Tony Horwitz), если только на сборниках песен посвященных Гражданской Войне. Но с другой стороны берем того же Вэйлона Дженнингса, даже не Greatest Hits а просто какой-нибудь Country Side Of. Пожалуйста - песня Lorena, ЛЮБИМАЯ песня бойцов южной армии, то есть ребелов. Про Yellow Rose Of Texas - песню техасского корпуса генерала Джона Худа , превратившуюся в неофициальный гимн Техаса и в кантровый стандарт, я думаю говорить не стоит. Далее что там у нас... О, Элвис, отец родной (во-во, ту же "Желтую Розу" пел будь здоров как). Опять же, надеюсь никто не будет спорить, что Ароныч, в равной степени кантровый певун, чем рокабильный (а то и более). Итак-с... Самый слащавый кантри-хит всех времен и народов, спетый простым водилой-электриком - Love MeTender. От, блин незадача, эта "тендер", не что иное как старая шотландская балада "Aura Lee" - опять же всячески почитаемая ребелами-южанами-конфедератами, в частности например, в Армии Северной Виргинии (главнокомандующий - генерал Роберт Эдвард Ли). Или, например... "American Trilogy" спетая Элвисом бессчетное количество раз (наиболее классное исполнение - "Live At Madison Square Garden") Что там у нас в первой части, а? Правильно. Dixie - абсолютная южная песнь. (Что интересно, песня была написана северянином, вот такой забавный исторический курьез). Если уж "Дикси", этот южный ребельный гимн не кантровая вещь, то тогда я просто смущенно умолчу. На таких вещах как "God Bless General Lee" Джонни Кэша, или "Rebel Johnny Yuma" я отстанавливаться не буду - на поверхности лежат. Или давайте вспомним "The Night The Drove Old Dixie Down" (исполнялось Джоан Баэз, канадской группой "The Band" и Таней Такер - девашка, кантровей некуда). Кстати на записи Такер (концертник) зал под эту песню ревет и надрывается, особенно на словах "...There goes the Robert E. Lee". А Bellamy Brothers - "Rebels Without A Clue", это как, баран чихнул? А Dukes Of Hazard - вот ужо ребелы были, куда там. А Хэнк Уильямс-младший? Там таким проюжным кантри-ребельством шибает, ужас просто. Типа "If Heaven is A Lot Like Dixie" или "If The South Would Have Won We Would Have It Made" - если это не ребельство тогда я видать Папа Римский. Но уж самое ребельное в кантрухе, ребельней просто некуда, не придумали еще - это Дэвид Аллан Коэ и чувак который скромно так себя и именует - Джонни Ребел. Скромно и со вкусом. Песни - не то что кантри, а архетип кантри. А названия просто слух ласкают - "Cajun KKK", "Move The Nigger North", "Rebels are a-comin'" и т.д.
Суть в том что ребята родились и жили в этом и для них слово "ребел" было совершенно характерным понятием. Как для нас примерно "олигархи" - никто толком не знает что это, но все прекрасно понимают. Ну ладно, скажут, хорошо, типа, сказал, что-то, но ведь... Ведь! И еще как ведь! Опять же пару слов добавлю, пока мой фонтан красноречия не заткнули. В 1976 пара нэшвильских хулиганов (что у нас Нэшвилл? Правильно, столица кантри), которых звали Вилли Нельсон и Вэйлон Дженнингс (и примкнувший к ним Томпал Глейсер, но про него вообще помнят только историки), откололась от основного течения в кантри и форменным образом забунтовала. То бишь позиционировала себя как "ребелы". Точнее как Outlaws, что значит - "вне закона", что в принципе равнозначно. Потом-то понятно, их "ребельство" тоже превратилось в своеобразный истэблишмент. Хотя Вилли до сих пор остался с хулиганскими прищуринками. А течение это (ребельское) Outlaws было не самым слабеньким в кантрухе. Ребята успели написать с десяток песен, до уровня которых еще напрягаться и напрягаться... (Одна "Mamas, don't let your babies grow up to be cowboys" чего стоит...) Из рокабилли же ребельства (ну помимо матчбоксовской "Rockabilly Rebel") я навскидку могу только припомнить только "South's Gonna Rise Again", (увы, не помню, кто исполняет...) Ясен день, в рокабилли этого полно, только вот в данную секунду, не припоминается.
продолжение следует.....

Добавлено (26.11.2007, 07:38)
---------------------------------------------
Часть вторая
Часть вторая - рекультивация понятия "ребел". Началось это с одного гениально сыгранного персонажа. Роль исполнил Джеймс Дин, а фильм назывался "Rebel Without A Cause" - то бишь бунтарь без причины, или там, без идеала. (Джимми актер был сильнейший - всячески рекомендуется посмотреть и два других его фильма - "К востоку от рая" и "Гигант" - парень так играет, что куда там некоторым...сибирским цирюльникам...) Фильм же сам странный, ей-Богу. Бунтует чувак на пустом месте (да это и бунтом назвать-то трудно, так, дурость ему некуда девать...) и ничем хорошим это не кончается. С того времени словечко "ребел" переживает второе пришествие в американскую культуру. Примерно как "потерянное поколение" и прочая чушь - ну, любит народ ярлыки давать, что русский, что американский. С фильма это и поперло. А поскольку в то время рокабилли только-только начиналось то связать два этих понятия не связывал только ленивый. Паче того рокабилли - вещь южная, т.е. из региона, где были сильны традиции (для южан традиция - это все что старше 50 лет), т.е. кости предков-конфедератов гремят в могилах, Stars&Bars лениво полощутся на флагштоке, Юг еще воспрянет и тому подобное.
Первые рокабилы и были ребелы, т.е. они были максимально приближены к смыслу этого понятия в культурно-временном контексте. Они бунтовали (в музыкальном смысле) против того сиропа что лился из приемников, типа папашки Пэта Буна, Джонни Рэя, Фрэнка Синатры и прочего. А поскольку самый яркий и основной символ ребельства был все тот же незабвенный боевой флаг конфедерации, то в общественном сознании это моментально склеилось. Но флаг этот был еще и символом Юга как такового (это потом некоторые шибко образованные негры начали бубнить, что де-флаг, это символ Ку-Клукс-Клана, расизма, погромов, но это правда потом... Выучились, на беду...) Соответственно в психологии общества это моментально заняло некую нишу типа - рокабилли - Юг - Конфедерация - Флаг - ребел. Это в общих словах. Опять же всем, кто подвинут на 50-х настоятельно предлагается посмотреть фильм "Иностранный Студент" ("Foreign Student", есть на том же www.clas.ru ) более точной картины Юга в 1954-55 году просто трудно найти. Далее...Ну, тут даже писать боязно...Чует мое сердце, ополчится народ православный на ворога и пойдет воевать меня рядами и колоннами... Ну с Богом... Так вот...Рокабилли - музычка-то маргинальная... Что пока никто не вскинулся? Ну ничего, подождите, основные гадости еще впереди... В культурном понятии маргинальная - это принадлежность тех кто находится на margin - то бишь на краю (общества). Это не есть хорошо или плохо (хотя с точки зрения мэйнстрима это как раз и плохо). Т.е. если позиционировать с точки зрения культурологии есть крайности. Одна - высоколобая классика, элитарный джаз и т.п. вещи. Другая - рокабилли, хэви-метал, блатная песня. А в середине - мэйнстрим, то что слушают процентов 80 населения. Что-нибудь простое, мелодичное, не слишком легкое, не слишком тяжелое, то что приятно и голове и ногам. Например . Это очень примитивная схема, но в целом дело обстоит именно так. Не верите мне - спросите какого-нибудь музыковеда-культуролога с именем. Святослава Бэлзу например. Он скажет примерно тоже самое (правда куда более умными словами) Итого, получается что рокабилы-то маргиналы... Что? Ах, пример нужен? Да, ради Бога. Опять же незабвенный фильм "Rebel Without A Cause". Главный герой (Джеймс Дин) там цапался с одноклассничками у которых в одном заднем камане расчесочка - кок заботливо расчесать - а в другом - финарь-выкидушка - рожицу там попортить, кровушки с легонца пустить. Вот они-то и есть рокабилы чистой воды. Чистее прям некуда. Основные потребители рокабилли-музыки. Гопота, проще говоря. Самое рокабильное племя. То есть на школу нас..ть, как-нибудь доучат, потом все равно в армию (паче до Вьетнама еще было ой как далеко), родителей - нафиг, чего они понимают в НАСТОЯЩЕЙ музыке, блин, а вечером самое-то - всем гамом в какую-нибудь тачку и давай носиться по городу и окрестностям, девиц там лапать, в морду чувакам из соседней группировки заехать, ночью же завалиться домой благоухая "Джек Дэниэлсом", тупо нахамить предкам и, запершись в своей комнате, поставить пластинку какого-нибудь Бадди Холли или Литтл Ричарда, от это да, от это класс. (В "Плаксе" это было утрированно конечно, но достаточно похоже местами)
И еще... Рокабилы-то, певуны я имею в виду кто они были? Те еще пэтэушники. Элвис - водила, с голубой мечтой стать полицейским, Джонни Кэш (ранний, конечно) - деревенский голодранец, бывший моряк, так шантрапа и алкоголик к тому же. Про Джерри Ли Льюиса я просто умолчу - это был такой гопник из луизианских болот, что порой диву даешься как он в свое время не сел лет эдак на -дцать - ума и талантов хватило бы. (Шикарная была Джеррина биография, по которой и снят "Great Balls Of Fire", написанная его женушкой, да-да, той самой 13-летней двоюродной племянницей, Майрой Гейл Льюис. Лирическое отступление - "Great Balls Of Fire" в переводе с английского значат примерно то же самое что и "... твою мать!", только цензурней конечно. Эдакое сильное выражение удивления, восхищения и т.п. Нечто вроде "Бляха-муха!") Один там был только более-менее приличный человек - Бадди Холли, да и тот навернулся в расцвете лет. Ну как? Да понял я, понял... отвечаю на вопрос - а сам-то? А как же. Рокабил я. То бишь тот же маргинал. Иное дело что в наше е..нутое время постмодернизма и того музыкального дерьма что льется с экранов и радио понятия меняются местами. И для меня тот факт что человек слушает рокабилли (понятное дело, не на уровне "рокенрол, типа, круто, типа, эта, клево, дыц-дыц") свидетельствует о том что у человека в порядке с головой и со вкусом, а значит и сам человек, слава Богу, нормальный. Проще говоря, да простят мне такой оборот, правильный парень. Или девушка. Я думаю, все смотрели самый угарный рокабилли-боевик всех времен и народов, а именно "Гонщики"? Так никто-таки и не задумался над глубинным смыслом сего опуса? А смысл там был ого-го какой... Дело даже было не в противопостоянии этого реднека-полицейского и Чувака ("Dude" переводится именно как "Чувак"), хотя и в этом тоже. Противопостоянии благочестивой, сытой, набожной, фарисейской, уютной Америки папиков и резкой, рваной, неприкаянной, бунтующей, дерзящей и откровенно ох...вшей Америки сынков. Это на поверхности лежит. Дело несколько в другом. Когда Чувак разговаривает с Джонни Рино, и с толстяком-владельцем забегаловки. Смысл диалогов - парень, либо этим нужно заниматься до конца, до гробовой доски, и то не факт что из этого что-то выйдет стоящее, посмотри на меня, старый потасканный, а всего и добился что пою по кабакам, херня в общем, либо не заниматься вообще. А если хочешь - то уезжай отсюда, останешься - сгниешь, будешь вот так же стоять за стойкой и делать гамбургеры. И беда Чувака в том что до него начинает это доходить. Что, увы, делать-то ему нечего, туда нельзя. а того не хочется. Стать обывателем типа папы-мамы - о, это ж выше его сил, оставаться бунтарем - эдак и в каталажку недолго, а перестать быть бунтарем - скорее подохну, чем такое сделаю. Некуда крестьянину податься - вот и весь сказ. Вообще в Америке 50-х кроме машин и музыки ни фига хорошего не было. Помните в "Гонщиках" плакат, который фараон прошибает своей тачкой - эдакий благообразный, пухлощекий папик, молитвенно сложив ручки фарисейски поучает - "It is God county - don't drive thru it like hell!". ("Это Божье графство - не надо ехать по нему как будто за тобой черт гонится" - смысл примерно таков) Вот она - Америка 50-х. Типичней некуда.
Ну и под конец дозвольте немножко "попинать" сайко. (Чует мое сердце, ох чует, не ходить мне на концерты - обступят меня сайки тесным кругом, а когда расступятся, будет лежать на полу хладное мое тело, и будет рыдать женушка моя ставшая в одночасье неутешной вдовой...Увы, мне, горемычному, увы... ) Так вот (если есть биологи среди подписчиков, поправьте, я, чай,биологией давно занимался). Есть некоторые базовые понятия в развитии любой вещи - прогресс, регресс и идиоадаптация. С прогрессом я думаю понятно. С регрессом тоже (регресс - противофаза прогресса). Идиоадаптация это...блин, как бы обьяснить-то... Это есть приспособление к данным конкретным условиям, иногда очень и очень изощренное. но прогрессом это не является. Т.е. если вектор прогресса направлен условно говоря вверх относительно какой-то линейной горизонтали, а регресса соответствено вниз, то вектор идиоадаптации строго этой самой горизонтали параллелен. Грубо говоря, что-то прогрессирует, т.е. идет вверх, но на каком-то этапе появляется ответвление от этого вектора и начинает расти не вверх а в горизонтальной плоскости. Это не является регрессом, ни в коем случае. Но и прогрессом это так же не является. Просто линейное горизонтальное развитие. В итоге, вестимо, тупиковое (Но до этого еще куча времени обычно проходит). Т.е. экстенсивное вместо интерсивного - вширь, а не в глубь. Иногда идиоадаптация, в силу ряда факторов может совершить резкий скачок вверх или вниз (тогда соответственно она прекращает быть самое себя и превращается в прогресс или регресс соответственно), А иногда она спокойно и неприметно затухает. Понятно к чему веду. Угу, судя по некоторым репликам с места, отдельные товарищи уже поняли, чу! слышу, слышу мрачный ропот: "Ну, Дарвин, душу твою ученую направо, попадись ты мне, я те такой регресс устрою, что потом отстаток жизни будешь идиоадаптироваться." Правильно. Сайко - идиоадаптация и есть. (Эй,эй, это моя, я сказал, МОЯ точка зрения. Личная, блин. На истину не претендующая.) Чтобы сайкам не было обидно я и рокабилли обзову тем же самым словом. Рокабилли в свое время было прогрессом по сравнению с тем на фоне чего он появился. Сайко, в некоторой степени, тоже был прогрессом по отношению к рокабилли. Ну а дальше? Прогресс-то виден, аль нет? (Э-э-э, пардоньте, я не говорил, что это регресс, это вам не двоичная система, я про идиоадаптацию зря тут что ль битый час распинался.) По-моему не очень в сайко с прогрессом... Все возражения, боюсь, разобьются о железный довод "идиоадаптации" (гм, меня уже самого это слово доставать начинает...) Прогресс это нечто новое, качественно новый рывок, изменение и т.д. Все остальное - это то самое слово на букву "и"...ну поняли, короче. Вот такие пироги:
Southern born
And southern bred
And when I die
I'll be southern dead
Roll me over
When I'll pass
So them damnyankees
Could kiss my BACK!